не мышонка, не лягушка ... (sym_ona) wrote in ru_lokomotiv,
не мышонка, не лягушка ...
sym_ona
ru_lokomotiv

Categories:

Отчет о выезде в Грозный - как это было у нас. Часть 1.

Предупреждаю, про футбол тут довольно мало.

Предварительная подготовка. На мой взгляд, практически самое важное в любом путешествии.

Мы, как обычно, простых путей не ищем, и поэтому выезд был запланирован по такому маршруту: Москва -> Владикавказ -> Грозный -> Пятигорск -> Ростов -> Москва.

У нас были билеты на самолет до Владикавказа, и обратные билеты на скоростной поезд Пятигорск-Ростов. Что мы сможем выбраться из Ростова в Москву, мы не сомневались. Также мы не сомневались, что сможем добраться из Владикавказа в Грозный. И единственное, что нас смущало – это участок Грозный-Пятигорск.

Сперва мы надеялись на ЮС – они собирались организовывать выезд на автобусе, и мы полагали, что сможем вписаться туда на этот участок обратного пути, не бесплатно, разумеется. В итоге оказалось, что от ЮС автобусов не будет.

Что же, я стала бомбардировать наш отдел по работе с болельщиками письмами, а потом и звонками. Во всем выезде красной нитью проходит равнодушие к нам (не только к нам, а ко всем выездюкам в Грозный) директора по работе с болельщиками, Натальи нашей, свет Константиновой. Ни на одно мое сначала слезное, потом гневное письмо с вопросами, будет ли в Грозном находиться кто-то из службы безопасности клуба, и будет ли организован проезд обратно до Пятигорска, она не ответила. Потом мы стали ей уже названивать - «аппарат абонента находится вне зоны действия сети», в пятницу Паша поехал в клуб уже лично – естественно, там никого не было. Позже мы узнали, что Наталья на эту неделю ушла в отпуск. Что же, очень предусмотрительно – и не придерешься – человек в отпуске, поэтому ничего не организовал, и ответственности не несет, если кого подстрелят или на сбор черемши в горы отправят – с нее взятки гладки.

Для повышения осведомленности насчет царящих там настроений мы также почитали гостевую Терека, вот выдержка оттуда:
Что касается предстоящего матча с Локо. На имя клуба пришло письмо от руководства Локомотива.
На матч ожидается приезд болельщиков до 500 человек. Они прибудут самостоятельно автомобильным и железнодорожным транспортом. Они просят обеспечить безопасность болел ...до, во время и после матча.
Как вам ситуация? Они нам транспоранты про Буданова, а мы им безопасность до и после... И вообще нормальный клуб должен был организовывать выезд, как это делали "ЦСКА" и "Спартак". Наверняка хотят снять с себя ответственность в случае ЧП.

И ведь они правы! Не они должны обеспечивать нашу безопасность. А Наталья-то какая молодец – цидульку накатала в Грозный, и с чистой совестью отдыхать укатила! Кстати, кто мне может объяснить, какой-такой может быть уже ВТОРОЙ! отпуск за три месяца работы? Она уже отдыха две недели, теперь вот снова.

Параллельно стучанию в окна и двери нашего клуба по работе с болельщиками, я обратилась за информационной помощью к незнакомым людям с Кавказа – кто-то из френд-ленты, на кого-то еще где-то натыкалась. Тут уже вопросы были другие – обычные выездные – где что находится, как добраться и т.д. Следует отметить, что ни один из тех, кого я просила о помощи, не оставил мое письмо без ответа. Мне писали, как доехать из Владикавказа в Грозный, где поесть, где остановиться, как лучше одеться, чтобы не привлекать ненужного внимания, щедро делились телефонами полезных людей (например, таксиста из Грозного, готового нас встретить в аэропорту и отвезти в Грозный, и чеченской правозащитницы, к которой следует обратиться в случае, если в Грозном будут какие-то проблемы). Те, кто не знал ответы на мои вопросы, все равно отвечали, чтобы я позвонила – «что-нибудь придумаем!». Подобное отношение на фоне наплевательства клуба приятно удивляло.

В результате всех этих расспросов я выяснила одну важную и не очень приятную вещь. Осетины и ингуши страшно не любят друг друга. А из Владикавказа в Грозный нужно ехать как раз через Ингушетию. Поэтому за прямое такси из Беслана (там аэропорт владикавказский) до Грозного запросят очень много, и не гарантируют отсутствие проблем по дороге. Даже грозненский таксист, который по знакомству соглашался проделать этот путь, просил три тысячи. Дороговато. Стали думать, как еще можно добраться, подешевле, и может быть, более безопасно, пусть и с меньшим комфортом.

Узнали, что есть прямой рейсовый автобус из Владикавказа до Грозного. Ходит каждый день в 14 часов, со старой автостанции во Владикавказе. Проблема в том, что самолет наш по расписанию должен был прилететь в Беслан (напомню, там находится аэропорт Владикавказа) в 13-15. Расстояние – 24 км, ну и плюс по городу покрутиться, чтобы доехать до автостанции, как раз выходит минут 40. То есть мы могли запросто не успеть на этот автобус, если вдруг самолет задержится, или будут какие задержки на выходе в аэропорту прилета, или в пробку попадем.

Альтернативный путь был ехать из Владикавказа до Ингушетии (в Назрань), а там уже есть много маршруток до Грозного. К этому пути прибегать очень не хотелось, почему-то Ингушетия меня страшит больше, чем Чечня, тем более на фоне того, что я узнала о нелюбви ингушей и осетин. Мы изучили карту всех наших планируемых перемещений, обнаружили, что Беслан находится практически посередине трассы на Назрань, эта же трасса ведет и в Грозный тоже – трасса там одна, М-29. Наверное, нам было бы удобнее и проще ловить нужный нам автобус прямо на трассе около аэропорта – тогда бы мы точно на него успели. Но все-таки не рискнули стоять в две наши бледные физиономии практически на границе враждующих Осетии и Ингушетии, на трассе под названием «Военная грузинская дорога».

Хроники двух суток.

23.08.08, 06-00, Москва, Люблино.
Подъем, сборы, позавтракать-умыться, посидеть на дорожку, поехали.

23.08.08, 07-50, Москва, Павелецкий вокзал. Еле успеваем на аэроэкспресс -влетаем в поезд, за нами захлопываются двери.

23.08.08, 08-50, приезжаем в Домодедово, регистрируемся, ждем посадки, гуляем по аэропорту. Обнаруживаем каких-то милых девушек, безмятежно спящих на пункте зарядки мобильных телефонов. Про себя решаем, что это какие-то иностранки, которые спят там, где упали, а не там, где милиционер разрешил:

Традиционная фотография на фоне самолетиков:


23.08.08, 10-30, посадка, нас запихивают в автобус. В автобусе обнаруживаем одного бывшего игрока Локомотива, удивляемся ужасно, здороваемся, просим сфотографироваться. Фотографируемся:

Я звоню во владикавказское такси, заказываю машину на 13-20 встретить в аэропорту в Беслане.

Посадка в самолет, самолет у нас не типичный сейчас иностранный Боинг или Эрбас, зеленый S7, а еще из старых запасов Ту-154, с надписью «Сибирь» бело-синий. Ну и ладно. Готовимся обнаружить в самолете еще толпу выездюков, прыгающих по салону: «Кто не прыгает, тот конь!» (с). Никого нет, мы, кажется, одни такие умные.

23.08.08, 11-00. Взлетаем, летим. Сидим рядом с аварийным люком. Причем люк заварен, и к нему приставлен еще ряд кресел. Что не сделаешь ради увеличения вместительности самолета! А так летим хорошо, нас снабжают прессой, кормят, поят чаем-кофе, все как обычно.

23.08.08, 13-00. Аэропорт, Беслан. Прилетели. Раньше, чем я думала, что радует. Но машину-то я заказала на 13-20, а у нас каждая секунда на счету. Надеюсь, что таксист уже подъехал. Газзаева встречают с камерами, берут у него интервью, но, слава богу, нас не задерживают с выходом из-за этого:

На выходе из автовокзала проверяют паспорта, но тоже ничего страшного, без задержек. Выходим, идем к стоянке – стоит наша машинка, ура!

23.08.08, 13-08. Загружаемся в такси, едем. Водитель угощает нас печеньем, расстраивается, когда мы отказываемся (жарко! Печенье не лезет! Да и в самолете накормили). Приходится брать, чтобы не обидеть человека.

23.08.08, 13-40. Владикавказ. Приехали к автостанции. Таксист берет 250 рублей – коммунизм, однако – встреча в аэропорту и поездка на 30 км. Бежим на посадку к автобусу на Грозный. Это Пазик, он уже забит. Водитель – пожилой добродушный чеченец. Спрашиваем его – возьмет ли он еще двоих. Грит, возьму, но только посадить вас некуда. Ладно, поедем и стоя! Водитель дает мне небольшую деревянную скамеечку, чтобы я могла сесть в проходе. Сажусь, сидящий рядом на сиденье чеченец вскакивает, и усаживает на сиденье меня, сам садится на скамеечку. Я в очередной раз удивлена. Надеемся, что тронемся, народ рассядется по своим местам, и можно будет посадить Пашу на нашу сумку.

23.08.08, 14-00. Водитель, который говорил, что мест нет, поначалу едет не спеша, давая возможность всем, не вписавшимся вовремя, забраться в автобус - вариант посидеть на сумке сразу отпадает - слишком много народу. Чуть позже мы увидели местный способ подсаживания по дороге - 99-е Жигули подрезают наш автобус на трассе, из автобуса выходит семейство и как ни в чем ни бывало, залезает в уже открытые двери. Народу становится столько, что даже стоять уже особо негде.

На выезде из Владикавказа встречаем первый блок-пост - водитель просит всех, кроме пенсионеров, сдать ему паспорта, и уносит их на блок-пост, не забыв уточнить: «У всех паспорта нормальные?». Мы тут же напряглись – наш московский и питерский паспорта здесь, на границе с Ингушетией, пожалуй, выглядят странновато. Паспорта и в самом деле оказались нормальные, так что минут через 15 мы тронулись дальше в путь, попутно разбирая обратно свои документы из принесенной стопки. Не проехав и пары километров, мы уткнулись в следующий блок пост - уже ингушский, на границе Назрани. Стоявший постовой оценивающе оглядел наш автобус, радостно оскалился и махнул остановиться. Водитель ругнулся (прошипел «каззлина!»), и вышел из автобуса минуты на 2-3. По возвращению из его слов мы поняли, что ингушские постовые очень горели желанием вывести всех нас с вещами на шмон. Цена вопроса - часа полтора потерянного времени или 100 рублей, водила сторговался на 50. Перед тем как выйти, водила спросил у стоявшего в автобусе молодого парня, не военный ли он (оказалось, что нет). Видимо, военный при таком раскладе мог послать на 3 буквы забесплатно - что сказать, борьба с терроризмом в действии. Мы уже приготовились к тому, что так дальше мы так и поедем, останавливаясь на каждом повороте, но оказалось, что дальше мы никому не интересны, и до самого Грозного остановки были только для входа-выхода пассажиров.

Проезжая Ингушетию, обратила внимание, что на склонах гор вокруг пасется очень много коров (не овец!). Преимущественно рыжие. Временами они переходили дорогу (сами, без пастуха), их, естественно, пропускали все машины. Коровьи пастбища на склонах гор перемежались огромным количеством кладбищ, разумеется, мусульманских, не с крестами, а с такими вытянутыми, овальными сверху прямоугольниками. По пути встречаем указатели с известными по сводкам с войны названиями: Ачхой-Мартан, Урус-Мартан…

23.08.08, 15-45. Грозный, автостанция Южная (рядом площадь Минутка, тоже известная). На Минутку мы не пошли, хотя мне хотелось посмотреть на это место. Но где там - «опасносте». Вытаскиваю фотик, чтобы запечатлеть окрестности – Паша шипит, как кобра, не дает мне этого сделать, опять же «опасносте». Поэтому после пребывания в Грозном у меня не так много кадров, хотя видели много интересного. На первый взгляд Грозный - обычный уездный город:

Пытаемся разобраться с номерами маршруток, чтобы уехать в центр, разобраться не получается. Спрашивать местных жителей стесняемся/опасаемся. Ладно, берем такси, просим отвезти нас в центр, на Маяковского. Отвозит, денег берет, на мой взгляд, многовато для такой поездки. Но не думаю, что это потому, что мы русские, скорее потому, что приезжие. Есть же загадка такая: «По горам, по долам, ходит денег чемодан, кто это?» Ответ – турист на Кавказе. На улице жарко, очень хочется пить.

По пути в такси в окно видела очень много интересного – огромный плакат "Рамзан Кадыров, здоровающийся за руку с Путиным", большое количество призывов идти на выборы – и Медведева, и на местные, улицы с восстановленными жилыми домами – они такие новенькие, симпатичные, розовые с зелеными балкончиками, а у подножия еще не убраны горы выбитых кирпичей, оставшихся после обстрелов. Ну и полно, конечно, не восстановленных разрушенных домов. Не могла сфоткать – сзади, где я сидела, стекла не открывались, ну а Паша, сидевший спереди, в открытое окно фотографировать не стал.

23.08.08, 16-30, Грозный, ул. Маяковского. Идем в рекомендованное, как недорогое место, где можно отведать местной кухни, кафе Шато. На входе сидят работники кафе – женщины разных возрастов, один мужчина. При виде нас переглядываются, улыбаются, на наш взгляд, хитро, а может, просто показалось. Но тем не менее, нас провожают в отдельный кабинет (там, я так поняла, несколько отдельных кабинетов с разного размера столиками). Кабинеты уютные, прохладные, уединенные. Приносят меню, с местной кухней нам не повезло – в меню ее немного, да и то, что было, закончилось. Так что заказываем обычный бефстроганов с салатом и сок вишневый. Сразу приносят сок – ледяной, кисленький, очень вкусный! Ну а чуть попозже еду – тоже вкусно и душевно, по-домашнему, приготовлено. Обслуживают вежливо и вполне оперативно, так что грех не оставить чаевые. Счет приносят не в виде чека или хотя бы разблюдовки, а просто сумма на листочке. Впрочем, сумма вполне приемлемая. Вообще, кафе мне понравилось. Это я в нем – замученная жарой и лохматая, впрочем, вполне довольная:

В бокале не вино, сок вишневый. Мы в этом выезде решили не пить даже пиво, во всяком случае, хотя бы до Пятигорска. И считаем, что это было оправдано.

23.08.08, 17-00. Вышли из Шато, пошли гулять по городу. Повторюсь, много разрушенных домов, многое восстанавливается, а также идет бурное строительство – делают дороги, возводят новые здания:



Вместе с тем, город не только строится и восстанавливается, он также живет обычной жизнью любого города – люди работают:




Люди учатся и лечатся:


Люди женятся:


Центр города, сквер журналистов. Надпись "Журналистам, погибшим за свободу слова".

Памятник журналистам:


На входе в сквер - часы и календарь, дата текущая, каждый день меняют:


Сам сквер - очень милое место – красиво, зелено, фонтаны, много отдыхающих:




Там же проводился предматчевый сбор патриот-клуба Рамзан. Не знаю, есть ли у них еще какие-то функции, кроме поддержки Терека на матчах, но в данный момент они собирались именно отрепетировать свой суппорт к матчу с нами. Они построились ровными рядами, все одинаково одетые – черные футболки с надписью на спине, и белые кепки. Впечатляющее зрелище, но естественно, Паша не дал мне сфотографировать их построение - «опасносте». Вот один из них, опоздавший на построение, торопится успеть:

А это микроавтобус, в котором они приехали. Таких микроавтобусов было несколько.


Проспект Победы, переходящий в Улицу Ахмата Кадырова. Строится все – нет ни одного дома без лесов, дорога вся разворочена:



Наверное, когда отстроят, будет красивое место.
Продолжение следует
Tags: Выезды, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments